Публикации

13.07.2017

Карты, деньги, два ствола

http://forum.vashdom.ru Андрей Медведев Победу на будущих президентских выборах в Кыргызстане определят деньги, внешний фактор и административный ресурс. Такой вывод позволяет сделать опрос экспертов, непосредственно вовлеченных в выборный процесс. Причем именно в такой последовательности, по мере убывания степени влияния перечисленных «составляющих


Актуально

30.06.2017

Столкновение интересов Ирана, России, Саудовской Аравии и ОАЭ в Йемене

http://inosmi.ru Йеменский кризис Спустя более 800 дней операции «Буря решимости», которую возглавляет Королевство Саудовская Аравия (КСА), для возвращения президента Хади, Эр-Рияд не может решить йеменский кризис ни политическим, ни военным путём из-за столкновения интересов некоторых членов коалиции в этой кампании

Александр Буриан: ПРО США в Европе и уроки Карибского кризиса: Румыния в роли Кубы, Бэсеску в роли Кастро

27.11.2012

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Источник:  ИА REGNUM

ИА REGNUM публикует доклад президента Молдавской ассоциации международного права, доктора юридических наук Александра Буриана на международной конференции «Стабильность в Причерноморском регионе: внешние и внутрирегиональные угрозы и пути их преодоления» (Симферополь, 15-18 ноября 2012 года).

«Противоракетный зонтик» и дилемма безопасности в Причерноморском регионе

Почти полвека тому назад Карибский кризис [1] поставил мир на грань ядерной катастрофы. Впервые мир стал перед фактом возможности глобальной ядерной войны и полного уничтожения человеческой цивилизации. Две сверхдержавы, Соединенные Штаты Америки и Советский Союз, достигли пиковой фазы «холодной войны» и вплотную подошли к той черте, которую нельзя было переступить.

С высоты сегодняшнего дня можно с уверенностью сказать, что человечество избежало своей гибели лишь благодаря разумным действиям руководителей США и СССР, которые, хоть и с опозданием, пришли к однозначному выводу о том, что необходимо договориться, а не идти напролом, так как это может привести к непредсказуемым последствиям. Во время того противостояния президент США Джон Кеннеди (John Kennedy) оценивал, что подобный конфликт мог привести к гибели 100 млн. американцев и свыше 100 млн. советских граждан. [2] Примерно такого же мнения придерживался и Никита Хрущев, руководитель СССР. [3] Именно это и послужило основой для компромисса и побудило к мирному разрешению возникшей конфликтной ситуации.

Мирное решение Карибского кризиса породило необходимость его осмысления и побудило стороны принять действенные меры для предотвращения возможности появления впредь таких ситуаций. СССР вывез с Кубы ядерное оружие и средства его доставки, дав гарантию, что впредь не будет их там размещать. Сразу же после кризиса США обратились в НАТО с вопросом о вывозе ракет из Италии и Турции, и к 15 апреля 1963 года, то есть менее чем через шесть месяцев, они были вывезены. В течение года был подписан Договор об ограниченном запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах: атмосфере, под водой и в космосе [4]. Между Вашингтоном и Москвой была проложена «горячая линия» прямой связи. Между США и СССР было достигнуто соглашение, направленное в поддержку резолюции Генеральной ассамблеи ООН о запрещении размещения ядерного и других видов оружия массового уничтожения в космическом пространстве, которое было позже закреплено в Договоре по космосу 1967 г. [5]

Это были, образно говоря, первые уроки Карибского кризиса, но рассуждая об уроках означенного кризиса вообще, нельзя не отметить, что они и впоследствии имели огромное влияние на процесс принятия решений во внешней политике сверхдержав. [6] Отметим, в связи с этим, что именно благодаря урокам Карибского кризиса во время последующих конфликтных ситуаций (американо-вьетнамская война 1964-1973 гг., арабо-израильские конфликты 1967 и 1973 гг., чехословацкие события 1968 г., советско-афганская война 1979-1989 гг. и пр.) СССР и США, поддерживая ту или иную сторону конфликта, тем не менее, не шли ва-банк друг против друга, а искали обходные пути, вступали в переговоры, во избежание возможного глобального апокалипсиса. Это означает, на наш взгляд, что были обстоятельно проанализированы возможные последствия Карибского кризиса и обе стороны стали учитывать впредь его уроки.

Сегодня уроки Карибского конфликта могут помочь политикам понять, что следует делать, а что не следует при решении многих внешнеполитических задач. Это касается и проблем нераспространения ядерного оружия, и проблем «противоракетного зонтика», и проблем «цветных революций». Поэтому значение Карибского кризиса, как для исторической и политологической науки, так и для мирового опыта — огромно.

Вместе с тем, не менее важен вопрос о методах и принципах принятия решений во внешней политике, особенно когда речь идет о стратегических решениях.

Нет сомнения в том, что если бы Джон Кеннеди знал о том, что на Кубу уже завезены ядерные боезапасы, и о том, что ракеты Р-12 приведены в боевую готовность, то его поведение было бы абсолютно другим. В связи с этим, разговоры о якобы «полной осведомленности» американцев о том, что происходило на Кубе [7], благодаря информации Пеньковского [8] не выдерживает никакой критики.

Достаточно напомнить, что министр обороны США Роберт Макнамара узнал о том, что на Кубу были все-таки завезены 164 ядерных боезаряда, лишь в 1989 году, во время международной конференции посвященной Карибскому кризису [9]. Тогда же он узнал и о количестве советских войск на Кубе — 42 тыс. военнослужащих, хотя ЦРУ информировало Белый дом о 7-8 тыс. советских воинов [10].

В не лучшем состоянии находилась и советская сторона относительно информированности, так как Пеньковский был задержан лишь в октябре 1962 г. [11], то есть как раз во время кризиса, и не было известно, какую информацию он предоставил американцам. Разумеется, это не могло не влиять на поведение Хрущева, который до этого грозился, что в СССР «ракеты

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7