Публикации

13.07.2017

Карты, деньги, два ствола

http://forum.vashdom.ru Андрей Медведев Победу на будущих президентских выборах в Кыргызстане определят деньги, внешний фактор и административный ресурс. Такой вывод позволяет сделать опрос экспертов, непосредственно вовлеченных в выборный процесс. Причем именно в такой последовательности, по мере убывания степени влияния перечисленных «составляющих


Актуально

30.06.2017

Столкновение интересов Ирана, России, Саудовской Аравии и ОАЭ в Йемене

http://inosmi.ru Йеменский кризис Спустя более 800 дней операции «Буря решимости», которую возглавляет Королевство Саудовская Аравия (КСА), для возвращения президента Хади, Эр-Рияд не может решить йеменский кризис ни политическим, ни военным путём из-за столкновения интересов некоторых членов коалиции в этой кампании

Андрей Медведев: «Интеграция на постсоветском пространстве. Взгляд из Центральной Азии».

17.11.2010

Страницы: 1 2 3

http://www.russkie.org

Выступление в ходе международных общественных слушаний «УКРАИНА В НОВЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ РЕАЛИЯХ: БУДУЩЕЕ ПОСТСОВЕТСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ». Киев, 12 ноября 2010 г.

Большое спасибо за предоставленную возможность выступить на данном представительном и содержательном мероприятии. Тема моего сообщения звучит как «Интеграция на постсоветском пространстве, взгляд из Центральной Азии», и лишь на первый взгляд, она несколько выбивается из контекста основных выступлений, которые касались западного либо, в основном, российского векторов внешней политики Украины. На мой взгляд, восточный вектор интеграции для Украины не ограничивается исключительно более тесным сотрудничеством с РФ, он намного дальше, вглубь Центрально-Азиатского региона. Я абсолютно соглашусь с теми выступившими здесь, которые весьма аргументировано, обосновали тезис о том, что украинскую конечную продукцию на Западе, и в частности в Европе, никто не ждет. Сегодня украинская (не сырьевая) продукция и технологии могут найти сбыт в России, Белоруссии, Казахстане, а также в странах бывшей советской Средней Азии. И надо сказать, что некоторые украинские предприятия имеют свой, хоть и не во всем гладкий, но уже собственный и достаточно богатый опыт работы на территории последних. Прежде всего, я хотел бы назвать Сумское НПО им. Фрунзе, ФПГ «Альтком», «Интербудмонтаж», ГК «Укртрансстрой» и другие. Однако, на мой взгляд, в Украине очень мало говорят о странах Центральной Азии, уделяют недостаточное внимание изучению плюсов и минусов попыток интегрирования на пространстве постсоветской Средней Азии. В частности, в Украине почти ничего не говорят о ШОС. Хотя эта организация постепенно, может не так быстро, но, тем не менее поступательно, становится новым политико-экономическим и военно-политическим союзом. Он объединяет почти 3 миллиарда населения, фактически все наиболее быстрорастущие экономики мира. ШОС также объединяет практически все евро-азиатские ядерные державы, кроме Франции и Великобритании. На мой взгляд, со временем, Украина начнет как-то позиционировать себя по отношению к данной организации. И если найдет для себя выгодным, возможно, со временем инициирует вопрос и о статусе наблюдателя при этой организации. Торопиться здесь не нужно, да никто и никуда не торопит. Тем не менее, знать и говорить о пространстве ШОС, интеграционных попытках стран постсоветской Средней Азии, на мой взгляд, в Украине нужно. В этой связи, возможно, тема моего выступления поможет акцентировать внимание к данному региону в Украине.

Итак, учитывая сам смысл происхождение термина «интеграция» (от лат. — восстановление, восполнение целого) существует обобщенное определение интеграции как сплочения, слияния общественных, государственных структур либо в рамки единого государства, либо в более широкую межгосударственную общность.

Межгосударственная политическая и экономическая интеграция предполагает создание новых институтов власти с передачей им части суверенных прав национальных политических органов. Что в свою очередь подразумевает наличие: — Общего политического пространства и наличие верховного политического органа; — Согласованного юридического и административного пространства; — Общего экономического пространства;

Примером подобного рода интеграции с определенными поправками является Европейский Союз, который у подавляющего большинства населения постсоветского пространства является неким положительным образом региональной интеграции. Если говорить о постсоветском пространстве, в частности о пространстве СНГ, то здесь мы наблюдаем то, что интеграционные процессы столкнулись с серьезными трудностями.

Касаясь республик бывшей советской Средней Азии и Казахстана, необходимо сказать, что убеждение в необходимости интеграции, так или иначе, разделяют все лидеры государств ЦА, что находит свое отражение в периодически озвучиваемых интеграционных проектах с той или иной стороны. В частности, интеграционные предложения были озвучены в апреле 1993 года Исламом Каримовым, об идее создать конфедерацию пяти центрально-азиатских республик заявлял в середине 90-х годов прошлого столетия Сапармурад Ниязов. Однако наиболее последовательным в этом плане является президент Казахстана, который еще 29 марта 1994 году в ходе лекции перед преподавателями и студентами в МГУ имени М.В.Ломоносова впервые озвучил идею создания Евразийского союза (ЕАС). Необходимо отметить, что в ходе организованных Государственной Думой РФ 14 июня 1994 года слушаний «О возникновении СНГ, его нынешнем состоянии и перспективах развития», было отмечено, что ЕАС – наиболее разработанная и обоснованная из предложенных на тот момент интеграционных идей, отвечающая чаяниям большинства населения СНГ.

На примере стран бывшей советской Средней Азии и Казахстана, можно сказать, что указанные страны институционально апробировали разные формы регионального сотрудничества. В том числе предприняли и попытки межстрановой интеграции без участия России. Однако по прошествии лет можно констатировать, что, несмотря на периодические заявления о необходимости и важности региональной интеграции, страны Центральной Азии не смогли создать действенной региональной организации в силу ряда причин, ключевой из которых на политическом уровне являлась неготовность нынешнего поколения среднеазиатских элит к ограничению суверенитета ради достижения стратегических целей.

Как известно, первые соглашения о региональном сотрудничестве между странами Центральной Азии были достигнуты еще в 1993 году. Казахстан и Узбекистан заключили соглашение о мерах по углублению экономической интеграции, а в январе 1994 г. две страны подписали соглашение о создании Единого экономического пространства. В апреле того же года к данному соглашению присоединился Кыргызстан, после чего были предприняты попытки создания координационных органов, межгосударственных советов, секретариата ЕЭП. В марте 1998 года к указанным странам присоединился Таджикистан. После этого было принято решение акценты организации сместить на экономическое взаимодействие, ЕЭП было преобразовано в Центрально-Азиатское экономическое сообщество (ЦАЭС). Тем не менее, «процесс не пошел» и ЦАЭС в декабре 2001 года в очередной раз был реорганизован в Организацию центрально-азиатского сотрудничества (ОЦАС). К концу 2003 года году стало понятно, что в рамках данных попыток большинство ключевых соглашений не было реализовано, в 2004 году в ОЦАС вошла Россия, после чего по предложению президента Узбекистана, после того, как Узбекистан присоединился к ЕврАзЭс, в 2005 году произошло слияние двух организаций.

Страницы: 1 2 3