Публикации

13.07.2017

Карты, деньги, два ствола

http://forum.vashdom.ru Андрей Медведев Победу на будущих президентских выборах в Кыргызстане определят деньги, внешний фактор и административный ресурс. Такой вывод позволяет сделать опрос экспертов, непосредственно вовлеченных в выборный процесс. Причем именно в такой последовательности, по мере убывания степени влияния перечисленных «составляющих


Актуально

30.06.2017

Столкновение интересов Ирана, России, Саудовской Аравии и ОАЭ в Йемене

http://inosmi.ru Йеменский кризис Спустя более 800 дней операции «Буря решимости», которую возглавляет Королевство Саудовская Аравия (КСА), для возвращения президента Хади, Эр-Рияд не может решить йеменский кризис ни политическим, ни военным путём из-за столкновения интересов некоторых членов коалиции в этой кампании

Материалы международного круглого стола «Нейтральный статус как парадигма внешнеполитической стратегии Украины». Киев, 2008 г.

13.03.2008

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

КИЕВ   —   2008

Содержание:     

Вступительное слово Директора Европейского института политической культуры А.  Булавина
Богословская И.Г., народный депутат Украины от партии Регионов
Доний Олесь, народный депутат Украины, фракция «Наша Украина – Народная самооборона»
Грищенко К.И. –  экс — министр иностранных дел України, депутат Верховной Рады нескольких созывов
Крючков Г.К.  – член Политсовета  Компартии Украины, депутат Верховного Совета нескольких созывов
Погребинский М.Б. – руководитель Киевского центра политологии и конфликтологии, профессор
Выдрин Д. И. – политолог, профессор, д.ф.н., депутат Верховной Рады У созыва.
Кемени Ласло,  советник правительства Венгрии.
Дрецун  Милован,  военно-политический обозреватель и журналист  журналист (Сербия)
Мигранян А. М. — политолог (Россия)
Заяць И.А.  депутат Верховного Совета нескольких созывов, Украинськая народная партия
Фесенко В. В., Председатель правления политологического центра «Пента»
Витренко Н. М., председатель прогрессивной социалистической партии Украины
Корнилов  В. В.-  директор Украинского филиала Института стран СНГ.
Копатько Е. – директор социологического центра РЭБ
Евтух В.Б. – професор, доктор философских наук
Панарин И.Н. —  политолог, профессор Дипломатической
Академии МИД России, доктор политических наук,
Шевченко В.А. – член политсовета партии Союз левых сил
Пантелеев С. Ю. — директор института русского зарубежья
Шевцов Ю. В. — директор Центра по проблемам европейской
Интеграции (Белоруссия)
Марченко В. Р., заместитель председателя ПСПУ,
Заключительное слово Директора Европейского института
политической культуры Булавина А.А.
Итоговый  документ
Приложения

Вступительное слово Директора Европейского института политической культуры А.  Булавина:
Вітаю шановне панство! Шановній пані і панове, колеги і друзі! Від  імені Європейського інституту політичної культури хотів би привітати наших вельмишановних законодавців-депутатів Верховної Ради України, керівників і  представників політичних партій  та громадських організацій, експертів, дипломатів та представників 4-ї влади.
Уважаемые участники международного круглого стола!  Позвольте от имени Европейского института политической культуры приветствовать участников дискуссии «Нейтральный статус как парадигма внешнеполитической стратегии Украины»: видных законодателей – депутатов парламента Украины, лидеров и представителей политических партий и общественных организаций, представителей дипломатического корпуса, экспертного сообщества. Особо хотелось бы поблагодарить журналистов самых известных СМИ, которые сочли возможным прийти на нашу дискуссию. У нас сегодня на обсуждении присутствуют журналисты от 9 телеканалов, 20 газет и журналов, целого ряда украинских и зарубежных информационных агентств (см. Приложение№ 1). Надеемся, что информация о нашем заинтересованном  разговоре  будет щедрой и объективной.
От имени института и всех участников круглого стола выражаю слова признательности зарубежным экспертам из Венгрии, Белоруссии, России, Сербии, которые нашли время, чтобы вместе пообсуждать кардинальную проблему внешнеполитического курса Украины.
Подчеркну, если на предложение общественной организации собралось столь представительное сообщество политиков, экспертов, журналистов — значит ростки демократии в Украине есть. Собственно так и реализуются принципы демократии: общественность выдвигает предложение, а политики и эксперты обсуждают и принимают решение.
Столь авторитетный состав сегодняшней дискуссии я отношу, прежде всего, на счет остроты и актуальности поднятой проблемы. С другой стороны, то, что многие авторитетные политики и эксперты пришли на дискуссию, это свидетельство социальной ответственности данных политиков. Так как приглашали мы еще больший круг, но некоторым наша повестка дня оказалась не в тему.
Я думаю, что представительная и авторитетная аудитория собралась и потому, что нашему институту уже удавалось организовывать плодотворные дискуссии политиков и ученых по актуальным и острым политическим вопросам рейтинговых 2002, 2003, 2005-Ливадийский форум, 2006-стратегия Крыма.
К сожалению, пришли не все представители дипкорпуса, т.к. сегодня проходит совещание дипломатов стран ЕС. Нам хотелось бы, чтобы официальные представители зарубежных народов услышали наше  мнение из первых уст. Впрочем, мы уверены, что плодотворности и результативности дискуссии это не помешает.
Я не буду детально и глубоко останавливаться на предложенной институтом концепции, она вкратце изложена в статье в газете «Урядовый курьер» (см. приложение №2). Для «затравки» этого достаточно. Сегодня наш институт лишь представляет площадку для обсуждения проблемы.
Вся дискуссия стенографируется для последующего издания брошюры. Поэтому просим выступающих говорить в микрофон. Мы предлагаем регламент выступлений 5 минут + 5 ответы на вопросы зала, думаем это правильно с учетом большого числа авторитетных выступающих. В повестке дня указаны темы ряда сообщений. К остальным желающим выступить, просьба передать мне записки. И теперь, к делу. Я с большим удовлетворением предоставляю слово народному депутату Украины Инне Германовне Богословской. Тема ее доклада «Геополитические основы внешнеполитической стратегии Украины».

БОГОСЛОВСКАЯ И.Г., народный депутат Украины от партии Регионов
Доброго дня шановні співгромадяни, співвітчизники, шановні гості! Я бажаю всім здоров’я і злагоди в серці і в житті!
И учитывая, что мне дали 10 минут, я постараюсь в 10 минут вложить, как бы так сказать для затравки серьезной дискуссии, следующие тезисы.
Говоря о стратегии, а стратегия — это долгосрочные планы развития Украины, прежде всего, нам нужно понять каков же мир, в котором Украина ищет своего места. Первый и главный тезис, который я предлагаю к обсуждению — тезис о том, что «три слона»,  на которых стояла система мирового порядка после 2-й мировой войны на сегодня находятся в коме. И в ближайшие 5-10 лет мир вынужден будет окончательно признать,  что полностью разрушен существовавший после 2-й мировой войны мировой порядок. Что нам дает основание утверждать это?
«Три слона», на которых держался мир после 2-й мировой войны таковы.
Первый «слон» – устав ООН и хельсинские соглашения, которые определили главное — нерушимость послевоенных границ и особый порядок самоопределения наций, связанный с выходом из состава суверенных государств. Кроме того, это правила военных действий, которые ООН  допускала только при наличии согласия Совета Безопасности ООН. Этот принцип, получил огромную трещину в 1999 году, когда в марте НАТО начало военную операцию в Югославии без санкций Совета Безопасности ООН. И этот принцип окончательно расшатан признанием некоторыми странами независимости Косово. Сразу хочу возразить тем, кто говорит, что это не так, и что до Косово уже распались и Советский Союз, и Югославия. И, мол поэтому Косово не является прецедентом нарушения Международного права по порядку выхода из суверенных государств. Косово является прецедентом. Потому что и Советский Союз, и Югославия были федеративными государствами. В них порядок выхода субъектов федераций был связан с расторжением федеративных договоров. Потому Косово — первый и единственный вариант послевоенного выхода государства из состава суверенного государства без согласия суверенов, т.е. одностороннее провозглашение независимости. Это одностороннее провозглашение независимости положило конец, или это начало конца, одной из трех основ, на которых стоял мировой порядок после 2-й мировой войны.
Вторая основа,  на которой стояло здание мировой безопасности после 2-й мировой войны — ядерное нераспространение и система военных сдержек, сдерживания гонки вооружения. Мы знаем, что на сегодня мы имеем уже минимум шесть, а по пессимистическим подсчетам девять ядерных государств, которые не входят в состав ядерного клуба. Это, безусловно, свидетельство того, что  система ядерного сдерживания, которая была описана международными договорами, тоже потерпела фиаско. Кроме того, мы уже имеем нарушения частей соглашения, связанных с ограничением распространения простых вооружений. Программа СОИ развивается Соединенными Штатами в одностороннем порядке — таким образом, система военной безопасности, основанная на ядерном нераспространении и военном сдерживании также потерпела фиаско. Она разрушается на наших глазах. И это тоже — основание утверждать, что старый мировой порядок рушится.
И третья основа, третий «слон», на котором стояла система безопасности после 2-й мировой войны — признание доллара в качестве общепризнанной конвертационной валюты. Крушение доллара сейчас, как единственной валюты признаваемой всеми международными финансовыми организациями и суверенными государствами, связано не только с рецессией в США. Но и с тем, что появление евро, как валюты Евросоюза, была началом конца монополии доллара.
Эти три слона связанных с территорией, деньгами и военным нераспространением на сегодня, как было отмечено, находятся в коме. И весь мир будет наблюдать, как они умирают. Вернуть их к жизни практически невозможно. И это — те вызовы, которые стоят перед всеми государствами мира и, конечно же, перед такими сверхновыми государствами как Украина. В свете этого следует сказать, что каждая из этих основ обеспечивалась институтами. Если территориальная целостность и неприкосновенность границ обеспечивалась Уставом ООН, режимом влияния ООН на внешнюю и внутреннюю политику государств и Хельсинскими Соглашениями, то на сегодня мы признаем, что ООН с каждым днем утрачивает свой классический редкий смысл. Точно так же, как это произошло с Лигой Наций.  Хельсинские соглашения практически нарушены по своим основным параметрам. Т.е. два института, обеспечивающих неприкосновенность послевоенных границ, являются крайне нездоровыми. Институты, которые обеспечивали доминанту доллара — международный Валютный Фонд и Мировой Банк претерпевают огромные проблемы внутреннего и внешнего порядка и тоже не могут выполнить той функции, ради которой они создавались — утверждения глобальной валюты, как следствия международных платежей. И то же самое мы говорим о военном нераспространении и сдерживании. Главные участники этих договоров выходят из них — это и США, и ядерные страны, которые не присоединяются  к ядерному клубу, и Россия (которая в ответ на размещение ПРО на восточно-европейских границах заявила о выходе из договоров об ограничении обычных вооружений).
Т.е. это три основных вызова, на которые мы вынуждены отвечать. Украина  находится на перекрестке трех цивилизационных массивов — это Европейская цивилизация на западе, Евразийская цивилизация на востоке и Исламская цивилизация на юге. Все три границы с эти тремя цивилизационными мирами — очень большие. И это тоже вызов, перед которым стоит Украина. Кстати, эти три вектора были присущи для Украины во время всех исторических периодов развития государств, находившихся на этой территории. Это вызов, который  стоял, условно говоря, и перед Ярославом Мудрым, и перед Мазепой, и перед Богданом Хмельницким, и перед президентом Кучмой, и перед президентом Ющенко — перед любой властью Украины, в силу ее геополитического расположения и границ с тремя цивилизационными мирами. Это вызов, который будет стоять перед нами всегда. И эти вектора определяют невозможность для Украины принять только один из них, как вектор стабилизации. Если мы принимаем из этих трех одно направление, два других объективно становятся против. Что в любом случае вызовет нестабильность. Именно этим предопределена концепция нейтрального внеблокового статуса Украины, приверженцем которой являлось практически все население Украины в момент обретения страной независимости — это декларация независимости и акт о государственном суверенитете. И это — та концепция, на которой стоит нерушимо Партия Регионов. Мы считаем, что нейтральный внеблоковый статус – наиболее адекватный ответ на глобализационные вызовы и мировые вызовы для Украины. И это — золотое дно для развития нашей экономики, которая позволит нам извлекать максимальные прибыли из всех мировых процессов, которые происходят вокруг нас.
Я очень коротко назову еще несколько вызовов, которые очень важны.
С момента, когда Европа стала Евросоюзом, а евро стало единой денежной единицей Евросоюза, Европа и США перестали быть партнерами. Они стали конкурентами. Окончательно. Именно в силу этого судьба НАТО, как Евроатлантического военно-политического  блока предрешена. Конфликт интересов Евросоюза и США, который усиленно скрывается в последние годы, для внимательного наблюдателя — налицо. С момента начала военной операции в Югославии эти конфликты разрывают НАТО изнутри. А главной причиной этого являются деньги, экономический интерес, рынки. Очень многие аналитики говорили о том, что военная операция в Югославии началась именно потому, что началось введение безналичного евро. И, если вы помните, 1 января 1999 года было введено безналичное евро в оборот, 1 сентября 1999 года должно было быть введено наличное евро. А 1 марта 1999 года была предпринята военная атака на Югославию, которая на 4 года затормозила процесс введения наличного Евро. Точно так же, можно посмотреть на причины возникновения экономических кризисов на Востоке — в Японии. В стране, которая была доминантой Восточного, азиатского мира. Точно так же экономический кризис возник там непосредственно после того, как Япония начала вести серьезные переговоры по введению единой конвертационной валюты для азиатского экономического пространства.
Так и кризис внутри НАТО, неоднократно подтвержденный заявлениями министра обороны США, министрами обороны ряда европейских государств. Только страусы, которые прячут головы, чтобы ничего не слышать, могут делать вид, что этого нет! Это есть на самом деле!
Поэтому разговоры о присоединении к НАТО сегодня являются абсолютно беспочвенными. Это взгляд во вчера. А Украина должна принять стратегическое решение. Она должна понять и увидеть свое будущее.
НАТО как военно-политический блок, разваливается сегодня на глазах. И вызов, который  стоит перед Европой, связан с созданием новой европейской системы безопасности.  Американцы в последние годы многочисленно упрекали Европу в том, что европейцы не хотят финансировать военные программы, не хотят тратить деньги на оборону и фактически финансовым донором НАТО все последние десятилетия, мощным финансовым донором является США.
Сегодня этот разговор (о вступлении Украины в НАТО – прим. ред.)  является свидетельством достаточного низкого уровня украинской внешней политики. То, что на сегодняшнем круглом столе нет представителей МИДа, еще раз подтверждает — украинские дипломаты не готовы действовать в поле современных мировых вызовов и даже думать боятся на эти темы.
Чего стоит фантастическое заявление министра иностранных дел Украины в одном из прямых эфиров за день до объявления независимости Косово мол «Что Косово? Чего мы вдруг сегодня поднимаем вопрос Косово? Еще не известно объявит оно свою независимость 18 числа или нет, вот когда объявит, тогда мы и будем на это реагировать».
К огромному сожалению, это свидетельство острейшей необходимости в Украине смены политических элит, включая «шлейф»  позавчерашних дипломатов.
Я, безусловно, не говорю обо всем дипломатическом корпусе, но, к огромному сожалению, ведущие сейчас специалисты в нашем Министерстве иностранных дел оставляют желать лучшего. Они проявляют профессиональную непригодность к тому, чтобы вести Украину в современном международном политическом диалоге, как игрока.
Пока что Украина является объектом международных отношений и никак не научится стать субъектом. Первый и единственный раз, когда мы стали субъектом международных отношений – был  наш отказ от ядерных вооружений. Это было очень сильно. Это было цивилизационно великим поступком. Но из него Украина не смогла извлечь никакой пользы. И никакого разрешения наших проблем, которые могли быть связаны с таким историческим шагом, мы тоже не сделали. Что свидетельствует о слабости наших профессиональных возможностей во внешнеполитической деятельности.
Далее. Создание ШОС, мы не можем не обращать внимания на то,  что на Евро-Азиатском континенте складывается новый, огромный политико-экономический и военно-политический союз. Шанхайское соглашение, это то соглашение, которое, безусловно,  будет предопределять крупные экономические и политические процессы в мире в ближайшие 100 лет. Нужно понимать, что уже сегодня это соглашение, которое объединяет Россию, Китай, все постсоветские страны Средней Азии, кроме Туркменистана, плюс  страны-наблюдатели: Индию, Пакистан, Монголию и Иран. Мы должны понимать, что это соглашение объединяет почти 3 млрд. населения, все наиболее быстрорастущие экономики мира. И, извините уже за это, объединяет практически все евро-азиатские ядерные державы, кроме Франции и Великобритании. Поэтому очень важно понимать, что мы обязаны отвечать и на этот вызов. Обязаны позиционироваться и в этом военно-политическом и экономическом пространстве, которое является новейшим и бросает очень серьезный вызов нашим самоопределениям.
Россия.
Совершенно очевидно, что, так или иначе, Россия выйдет на создание новой финансовой доминанты. Либо это будет рубль, как свободно конвертируемая валюта. Либо, если Россия сможет сыграть очень сильную игру вместе с Китаем, то это будет новая конвертируемая валюта Шанхайского соглашения, Шанхайского союза. Это появление «третьей валюты», которая будет претендовать наряду с долларом и евро на роль финансового инструмента в мировой экономике.
Если в России не произойдет никаких катаклизмов, то очевидно в течение 3-х максимум 4-х лет Россия выйдет на собственную валюту и очевидно в течении 7-10-ти лет  мы получим единую валюту шанхайского союза.  Это тоже вызов и свидетельство того, что «глобализация по-американски» завершилась. Америка как единственный центр и как единственная сверхдержава утратила свое монопольное право. Доллар, как единственная валюта, утратил свои монопольные позиции. Создаются новые центры силы. И в этих условиях пытаться «запихнуть» Украину в пахнущее нафталином международное пространство образца послевоенных соглашений, значит не иметь никакого будущего для нашей сверхновой страны. А Украина невероятно потенциальна. Она в своей исторической миссии должна стать мостом и площадкой для поиска коммуникаций и взаимопонимания между Европой, Евразией и Исламским миром, который у нас с Юга. И именно в этом плане нам нужно начинать вести дискуссию.
Я сегодня моему другу Дмитрию Выдрину задала вопрос: «Дима, ну что пришло время интеллектуалов?» Он говорит: «Нет, нет, что ты! Мы навсегда утратили вообще возможности хоть как-то влиять на мировые процессы!»
Все! Если все, то это война, потому что толпа всегда может устроить только войну. Если элиты сейчас не поймут, что пришло время им набрать силы, договорится и создать площадку для рассмотрения основ нового мирового порядка, то будет трагедия общемирового характера. Партия регионов предлагает созвать международную конференцию в Украине, как в нейтральном государстве, по вопросам обсуждения парадигмы нового мирового порядка. Этот процесс будет происходить в течение ближайших 10-ти лет. Мы считаем, что Киев может  стать новым Хельсинки XXI века, а Украина может и должна стать Швейцарией XXI века. Это — основание для нашего серьезного положения в мировой политике. И это — основания, которые обеспечивают высочайший уровень жизни в Украине для тех 47 млн. граждан, которые заслужили право жить в стране с совершенно другим уровнем жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18


Похожие записи

    None Found